О медоносных пчелах знали еще
древние египтяне и греки.
Все они применяли кочевое
пчеловодство: перевозили на
лодках и кораблях ульи с пчелами
к тем местам, где активно цвели
медоносы.
О том, что древние египтяне
занимались пчеловодством,
говорят запечатленный на
гробницах процесс разливания
меда по сосудам и изображения
пчел, датируемые 3200—2780 гг.
до н. э.
В Древней Греции и Риме во время
жертвоприношений туши животных и
фрукты обязательно обливали
медом.
А, например, племя урарту
(предки современных армян),
грузины и другие народы, в
мирное время использовавшие пчел
для добывания меда и воска, в
период войны умело пользовались
пчелами-воинами, от жал которых
отступали даже самые вооруженные
и беспощадные полчища
захватчиков.
За всю историю «сосуществования»
человека с пчелами (или пчел с
человеком) не удалось приручить
их, искусственно создать новые
породы, ведь все существующие
разновидности (расы, популяции)
пчел формировались в основном в
процессе длительного
естественного отбора,
продиктованного условиями среды
их обитания.
Медоносные пчелы, которым
поклонялись многие народы, были,
если так можно сказать,
«одомашнены», то есть находились
под присмотром людей, но о
составе пчелиной семьи, о
функциях матки, трутней и
рабочих пчел, о процессе
переработки нектара и пыльцы
люди ничего не знали.
Например, за несколько веков до
нашей эры бытовало мнение, что
пчелиной семьей управляет царь
или царица.
Так, к примеру, греческий
историк Ксенофон в своих трудах
описывал функции, выполняемые
пчелиной маткой: контроль над
работой пчел, укладка и охрана
принесенного ими нектара,
справедливое распределение
накопленных запасов между ними,
проверка сотов, которые должны
всегда быть прочными, красивыми
и чистыми.
Конечно, сегодня, когда об
устройстве пчелиной семьи
известно очень много, а
деятельность пчелиной матки
изучена почти досконально,
описания Ксенофона
воспринимаются с улыбкой, но не
стоит иронизировать над
представлениями греков, живших
за сотни лет до нашей эры, а
наоборот, нужно восхититься, что
они уже знали о матке, о
«воспитании» расплода, о рабочих
пчелах.
Ведь римский поэт Вергилий,
увлекавшийся пчеловодством, уже
в первом веке до н. э.
утверждал, что маткам необходимо
подрезать крылья, чтобы рой не
ушел. А всемирно известный
Аристотель изучал жизнь пчел
путем наблюдений.
Он держал ульи с верхними
планками, от каждой из которых
пчелы оттягивали соты.
Аристотель выяснил, что пчелы
приносят нектар в зобиках, а
пыльцу — на ножках, он первым
высказал мысль, что трутней —
своеобразных «аристократов», а
проще — «бездельников» и
«дармоедов» — необходимо
оградить от кормовых источников,
хранящихся в улье, натягивая
сетку, через которую рабочие
пчелы смогут проходить в улей
свободно, а трутни — нет.
Лишь в XVI в. было установлено,
что владычицей пчелиной семьи
является матка, которая
производит на свет потомство,
что рабочие пчелы — это особи
женского пола, которые в
получении потомства занимают
второстепенное положение, а
трутни — особи мужского пола и
играют определенную роль в
произведении потомства.
В дальнейшем пчеловоды ряда
стран пытались найти различные
методы управления пчелами, менее
трудоемкие и щадящие способы
выемки сотов из ульев, которые
пчелы плотно склеивали. И
опять-таки, если бы пчеловоды
использовали опыт греков,
применявших ульи с открытым
верхом и брусочки, на которых
пчелы строили соты, можно было
бы значительно раньше разрешить
многие проблемы.
В конце XVII века французский
ученый Реомюр сконструировал
улей с двумя стеклянными
стенками, что позволило
наблюдать за жизнью пчел. Он
доказал, что пчелиная матка
вовсе не царица, а самка,
откладывающая яйца, и выращивают
ее пчелы-работницы благодаря
специальному корму.
С этого периода начинается
абсолютно новая пора в развитии
пчеловодства. Так, в том же веке
швейцарский пчеловод Франсуа
Гюбер сообщил о спаривании маток
вне улья, а затем высказал идею
об искусственном оплодотворении
маток. Он выяснил, что для
создания воска пчелы используют
мед и нектар, а не пыльцу
растений.
Нужно обязательно сказать, что
Франсуа Гюбер в результате ряда
несчастных случаев в молодости
потерял зрение, а его наблюдения
и открытия сделаны значительно
позже. Невольно задаешься
вопросом: каким образом слепой
человек смог установить те
факты, которые оставались
незамеченными людьми,
обладающими великолепным
зрением?
Здесь нужно отдать должное
соратнику Гю-бера Франциску
Бюрнану, который, зачитывая
другу научные труды по физике и
естественной истории, сам
заинтересовался науками.
Кроме того, он подмечал
многочисленные детали в
увиденном и великолепно их
пересказывал Гюберу, который, в
свою очередь, размышлял над
полученной информацией и делал
свои открытия.
У восточных славян мед известен
испокон веков, в русских
народных сказках, где фигурирует
медведь, должен быть и мед, а
фраза «Мед-пиво пил...» говорит
сама за себя.
В Новгородской летописи,
например, датируемой 1016 г.,
перечислены законоположения
относительно русского бортевого
пчеловодства, где за порчу
бортных деревьев и выломку меда
налагались большие штрафы.
Ведь как добывался мед? Набрел
мужик в лесу на дуплянку, должен
раскромсать ее, чтобы выломать
мед и воск. Лезет на дерево с
дымящейся головешкой (ведь пчелы
защищают свой дом, для
собственной же безопасности их
необходимо закурить дымом) в
одной руке, в другой —
берестяной кузов и нож.
Выберет мужик полезные продукты,
а пчелы в разоренное гнездо не
возвращаются, и семья под зиму
погибает.
Позже пчеляки (пчеловоды) стали
расчищать лесные полянки и
устанавливать на них
вертикальные дупляки и
горизонтальные колоды-лежаки с
пчелами, огораживать свои
пасеки. По осени закурят или
затопят водой пчел, затем
вырежут соты с медом, вытопят в
печи и на продажу ароматный
медок.
Со временем пришла идея не
уничтожать пчелиную семью, а
просто вырезать только медовую
часть гнезда, оставляя на зиму
пчелиную семью.
Во времена
феодально-крепостнического строя
крестьяне платили феодалу оброк
медом.
Медом и воском обширно
торговали, в Новгороде же с
медом проводились «кредитные
операции», его можно было давать
в долг под проценты. Уже в VII
в. пасеки и пасечное мастерство
передаются по наследству из рода
в род, пчел разводят недалеко от
своих хозяйств, поближе к дому.
В начале XI в. путешественник
Галл, посетив западные и южные
области нашей страны,
восторженно писал, что видел
великое множество пчел,
пчельников и пасек, невероятное
обилие меда и воска. Примитивное
бортническое пчеловодство на
Руси особенно развилось в XVI
веке. Но с открытием Америки и
морского пути в Ост-Индию
главный конкурент меда — сахар
стал поступать в Россию.
Бортничество постепенно пришло в
упадок.
С 1814 года П. И. Прокопович
своим открытием ставит
пчеловодство на научную основу.
Этот великолепнейший архитектор
разработал разборный рамочный
улей, который позволял собирать
мед, не разоряя и не уничтожая
пчелиные семьи. По сути,
конструкция этого улья
используется пчеловодами и по
сей день. Улей состоял из трех
отделений, разделенных сеткой.
В нижнем работала матка, в
верхних работали пчелы, соты
были подвижными, откачку меда
можно было проводить не беспокоя
пчелиную семью. В дальнейшем
Прокопович изобрел искусственную
вощину и медогонку. Русский
изобретатель внес тем самым
большой вклад в пчеловодство.
Россия в начале XX в. стала
основным конкурентом Америки по
экспорту меда.
С приходом советской власти
сельскохозяйственным
министерством были организованы
пасечные хозяйства во многих
районах страны. Добыча меда и
воска были поставлены на поток.
Пчеловодство также играло важную
роль в повышении урожайности
плодово-ягодных и зерновых
культур.
С развалом страны развалились и
большие пасечные хозяйства, но в
различных странах СНГ остались
энтузиасты, профессионалы и
истинные любители-пчеловоды,
которые разводят пчел, добывают
мед и воск, переписываются,
делятся опытом, издают книги,
набирают учеников и передают им
свой опыт.
Хочется верить, что ,в будущем
местным пчеловодческим
организациям государственные
сельскохозяйственные структуры
будут уделять больше внимания.
http://www.pcheli.ru |