Алтайский мёд с личной пасеки Магазин


Каталог статей
Главная » Статьи » История пчеловодства

Пчелы в Славянской мифологии

Пчелы в Славянской мифологии

Пчела - насекомое, пользующееся особым почитанием. Пчелу воспринимали как Божью тварь, называли Божьей угодницей, Божьей мудростью и наделяли святостью. Считалось, что Пчела жалит только грешника. В улей с Пчелами никогда не бьет гром. Пчелы обязаны Богу самим своим происхождением, в отличие от шмелей, шершней или ос, которых сотворил дьявол, соперничавший с Богом.

По народным представлениям, Пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят. Они обладают способностью сплачивать людей, связывать их духовным родством. Белорусы верят, что Пчелы сближают добрых людей. Общие Пчелы у двух разных хозяев соединяют их братскими узами. Такие Пчелы хорошо роятся и дают много меда и воска. Братские отношения между хозяевами возникают в том случае, когда от одного из них рой опустится в улей другого или когда на свадьбе новобрачным дарят половину своих Пчел. Духовное родство, основанное на совместном владении Пчелами, рассматривается как священное, данное самим Богом. Роль Пчел в сближении людей проявляется у белорусов также в старинном обычае изготовлять общую для односельчан братскую свечу, которая хранится поочередно у всех жителей деревни. Близкий по смыслу обычай известен и в польском Поморье: если один из двух соседей, имеющих Пчел, умрет, то другой должен пойти к его Пчелам, постучать палочкой по ульям и три раза сказать им: 'Пчелки, ваш хозяин умер' . Тогда Пчелы останутся на своем месте и не улетят в другое.

Пчела символически соотносится с образом Богородицы. Народная традиция наделяет Пчелу не только чистотой и святостью, но также девственностью и безбрачием. В заговорах ее называют 'девицей-пчелицей'. Согласно легенде, пчелами стали слезы прекрасной девы, сидевшей на камне посреди моря. В загадках Пчелы описываются как незамужние девицы или монашки: 'Сидят девицы в темной темнице, вяжут сетку без иглы, без нитки'; 'Сидит монашенка, вяжет сеточку' . В сказках Пчела хитростью избегает свадьбы со шмелем: откладывает ее на осень, когда отощавший шмель умирает. Мотив непорочного зачатия встречается в сербских поверьях о Пчеле. Считается, что самим Богом установлено размножение Пчел без спаривания: пчелиная матка просто откладывает яйца, из которых появляются на свет Пчелы. Тот же мотив отражен и в русских загадках о Пчеле: 'Не девка, не вдова, не замужняя жена, детей выводит'; 'Живет не девка, не баба, не солдатка, не вдова и не мужняя жена; мужа у ней нет, а детей много' . Среди пчеловодческих праздников особенно выделяется день Зачатия св. Анны. В этот день пчеловоды просили в молитвах о зачатии пчелиных роев, которое сравнивали с зачатием св. Анны, родившей Пресвятую Деву: 'Анна зачала деву Пресвятую Богородицу, так и вы, мои пчелы, зачинайте дело во имя Божие, часты рои, густые меды' . Пчеловоды отмечали также день Игнатия Богоносца, который христиане связывали с началом родовых мук Богородицы.

Известна сербская легенда о происхождении Пчел из слез матери, которая оплакивала загубленного, а потом воскресшего сына. Здесь образ матери представляет собой прямую аналогию образу Богоматери. Соотнесенность пчелиной матки с Божьей матерью видна и в их языковых наименованиях: матка и Матерь. Царская символика роднит ее с Царицей Небесной: в украинской молитве к пчелиной матке обращаются 'царица-матка', а в русской легенде в пчелиную матку Бог превращает царицу рогатых людей, живших некогда на земле. В заговорах пчелиную матку называют, как Богородицу, Марией. Культ Богородицы присутствует в пчеловодческих обрядах. Богородице приписывают занятие пчеловодством и считают ее покровительницей Пчел и их владельцев. На Успение Богородицы для хорошего приплода Пчел в церкви угощают освященным медом. Пчеловоды молятся о Пчелах , возложив свечу на икону Богородицы,

обращаются к Пчелам с богородичной молитвой. Сходная символика Пчел имеется и в западноевропейской традиции, где Пчелы и ульи символизируют Деву Марию как источник всяческой сладости.

В разных славянских зонах известны поверья о душе в облике Пчелы. Например, в Болгарии в Духов день молящиеся слушают, как жужжат мухи и Пчелы, считая, что это души их умерших близких. С этими представлениями связана и роль Пчел как предвестниц смерти в толкованиях снов.

Признак множественности символически соотносит Пчел со звездами, снегом, каплями дождя, слезами, искрами огня, песком и т.п. Так, много звезд на небе в рождественскую ночь сулит много Пчел летом; в некоторых загадках звезды загадываются через пчел, а вьющиеся возле улья Пчелы уподобляются метели; сон о роящихся Пчелах толкуется как предвестье снега, дождя, слез или пожара; искры огня символизируют Пчел в крещенском гадании (куда полетят искры, оттуда весной прилетят Пчелы); обилие искр от бадняка предвещает обилие Пчел, во время первого весеннего грома сыплют перед ульями песок, чтобы они наполнились Пчелами, и т.д.

Известен пчеловодческий обычай приносить жертву водяному: в ночь на Преображение бросают в воду свежий мед и воск, топят в мешке первый рой или лучший улей. В награду за это водяной умножает Пчел и оберегает пасеку. Иногда пасеку специально ставят у реки, чтобы водяной охранял Пчел. Роль водяного как покровителя Пчел унаследовали русские святые Зосима и Савватий, в дни памяти которых (17. IV и 27. IX ) пасечник погружает мед в воду (иногда около мельницы), читая заговор, чтобы обеспечить себе успех в пчеловодстве на предстоящий сезон. Связь Пчел с водяным подтверждается и русским поверьем, что Пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото; рыбаки вытащили неводом из болота пчелиный рой, от которого расплодились Пчелы по всему свету. У южных славян отголоски представлений о связи Пчел с водяным духом можно видеть в мотиве водяной мельницы в сербских легендах о Пчелах (ими становятся слезы матери, сын которой утоплен чертом в мельничной запруде; дьявол придумывает способ подачи зерна на мельнице, созданной Богом и св. Саввой, а Пчела, подслушав, сообщает об этом Богу) и пчеловодческой практике (мельничное мотовило на пасеке для удержания Пчел, вода с мельничного колеса для кропления Пчелы), У западных славян - в польской легенде о мухах (пчелах дьявола), которых черт производит на мельнице способом, подобном тому, каким обдирают зерно перед размолом.

Лит.:
Сумцов Н.Ф. Из сказаний о пчелах // Этнографическое обозрение, 1893. Кн. 17. 2;
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции . М., 1997. С. 448-486.

А. В. Гура

Источник

 

Категория: История пчеловодства | Добавил: Aidaskin (10.05.2015)
Просмотров: 1607 | Теги: Натуральный мёд, Целительство, Качественный мёд, Пасека Айдаскиных, Как долго хранится мед?, Здрава, Пчелы в Славянской мифологии, Алтайский мёд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Мини-чат

Контакты

e-mail: Cels7495@mail.ru Cels7495@yandex.ru Skype (Sventoyar) Тел.: 89833986504 (WhatsApp) Мы в ВКонтакте https://vk.com/medaltaiskiy Мы в Одноклассниках http://ok.ru/profile/580426531614

Отзывы покупателей

Качество мёда

Алтайский мёд инфо

Наш магазин

Фотоальбом Пасеки

Поиск по сайту

Задавайте вопросы

Расскажи друзьям





Славянское время


Славянская реклама

Поиск

Наша кнопка



Алтайский мёд заказ. Целебный мёд Алтайских гор

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




© Лето 7520-7523 От С.М.З.Х (2024-2014) | Сделать бесплатный сайт с uCoz